Прибыльность бизнеса может зависеть от сезонности. В определенные периоды доходность возрастает, в другие падает. Причины такой взаимосвязи в специфике различных сезонов года, связанных изменениях потребительского спроса на отдельные товарные группы. В статье разберем возможные способы решения обозначенной проблемы.
Установить причину возникновения спада спроса
Поиск эффективных вариантов устранения проблемы начинается с выявления ее первопричины. Для наглядности, соответствующие взаимосвязи и распространенные примеры приводим в таблице.
Причина | Следствие | Эффект на примере наиболее подверженных влиянию сфер бизнеса | Возможные способы повышения доходности |
Смена времен года | Пропал интерес к сезонным товарам и услугам | Компания продает туристическое снаряжение — связанные с определенным сезоном товары не купят | Корректировка ассортиментной матрицы с приоритетом на соответствующий сезон + акции (повышение узнаваемости бренда в новом качестве) |
Первые недели после затяжных праздников/сезона отпусков | У значительной части потребителей закончились денежные средства, до зарплаты еще далеко, из-за меньшего количества рабочих дней размеры выплат снизятся | Потенциальные клиенты начинают экономить и отказываются от вторичных потребностей: поездок на отдых, значительных покупок (бытовой техники, электроники и т. п) | Временная смена ассортимента в пользу недорогих товаров и услуг первой необходимости |
Завершение программ субсидирования | Государство перестало выделять субсидии, что отразилось на стоимости ряда продуктов | Ипотека стала дороже, повысились расценки на недвижимость | Смена приоритетов в пользу бюджетного жилья (касается строительных компаний) |
Спад в экономике | Снижение уровня оплаты труда, повышение безработицы, сворачивание программ господдержки | Потребители вынуждены отказаться от предметов роскоши и крупных покупок | Необходимо перестроить бизнес на удовлетворение первичных потребностей клиентов (продажа продуктов питания, алкогольной продукции, табачных изделий, подержанной техники, б/у комплектующих и т. п) |
На основе представленной таблицы можно сделать вывод: основными причинами сезонных спадов спроса являются отсутствие у потребителей финансовых возможностей, либо желания покупать. В первом случае поможет смена ассортимента на доступный, во втором на соответствующий сезону, при использовании дополнительных способов стимулирования.
Виды сезонности
К основным разновидностям сезонности относятся:
Также существует деление на сезоны макро и микроуровня, примеры приводим таблицей:
Макроуровень | Микроуровень |
Весна | праздники 8 марта и майские, начало дачного сезона |
Лето | начало и завершение отпусков, день России (также дни города стараются проводить летом) |
Осень | 1 сентября, окончание школьных каникул и дачного сезона |
Зима | Новый год, Рождество, длинные выходные, короткий рабочий месяц — февраль |
Опираясь на понимание сезонных особенностей можно выработать комплексную программу повышения продаж, ориентированную на возможности и желания потребителей.
Ключевые действия, которые позволят увеличить прибыль компании даже в несезон
Рассмотрим подробно способы повышения прибыльности бизнеса в несезон (независимо от выбранного компанией направления деятельности).
Данные методы наиболее эффективны в комплексе за счет взаимодополнения — так начинает срабатывать результирующий эффект синергетики. Общее правило: при слиянии отдельных процессов в единую структуру качественно возрастает совокупная продуктивность.
Чем еще заняться в несезон?
Определенные приемы следует применять в зависимости от особенностей конкретной ситуации. Дополнительно можно:
Также важно следовать принципу достаточности, оптимизируя рекламный бюджет и сопутствующие расходы. Пример: штат постоянных сотрудников можно уменьшить, наняв больше самозанятых. Правило особенно актуально в условиях сокращающегося рынка сбыта.
Резюме
Применяя эффективные методики продвижения бизнеса можно повышать продажи независимо от особенностей сезона. При этом всегда важно учитывать:
Результативность компании будет прямо зависеть от ее гибкости, способности быстро совершенствоваться и меняться. Характер таких изменений может быть различным — от корректировки ассортиментной матрицы до смены направления деятельности/целевой ниши потребителей.
Пример эффективной работы компании в несезон
Туристическая фирма заранее подготовила планы на разные периоды года, предлагая:
Начался международный кризис, что привело к существенным ограничениям возможностей совершать поездки за рубеж. Данное направление было успешно заменено на туры в Краснодарский край, Беларусь и Южную Осетию в летний период (путешествий по Южноамериканскому континенту санкции не коснулись).
Также произошло повышение цен на топливо, что сделало дальние перелеты доступными только для хорошо обеспеченных клиентов. В итоге параллельно с турами по Аргентине, Мексике и Кубе продвигается бюджетная альтернатива — Абхазия (мягкий климат, температура в январе до + 8 гр). Важную роль в сохранении прежнего уровня продаж туров сыграла работа с постоянными клиентами. Многие туристы не знали, куда поехать в новых условиях — специалисты компании помогли определиться с выбором направлений.