Вокруг CRM-систем существует два лагеря. Первые считают, что CRM не нужна, так как “прекрасно справляются” в Excel или вовсе без инструментов. Вторые буквально молятся на CRM-системы, преувеличивая возможности этого решения. На этой странице мы разберемся, для чего нужна CRM-система на самом деле, и нужна ли она конкретно вашему бизнесу. Последнее вы сможете выяснить самостоятельно, пройдя небольшой тест.
Для чего нужна CRM-система
CRM – это аббревиатура английских слов “Customer Relationship Management”. Полное название отражает зачем нужны CRM-системы – для управления взаимодействием или взаимоотношением с клиентами. Сюда попадают различные задачи:
- Сбор клиентской базы;
- Отслеживание клиентского пути;
- Отслеживание бизнес–метрик;
- Маркетинговое планирование;
- Мониторинг работы сотрудников;
- Упрощение документооборота;
- И другие.
Точный функционал и перечень возможностей зависит от конкретной системы. Есть как точечные решения, нацеленные на решение задач определенного вида бизнеса, так и общие системы, как amoCRM или Битрикс24.
Внедрение системы управления призвано повысить эффективность взаимодействия с клиентами в различных отделах вашего бизнеса, самые частые из которых:
- Маркетинг;
- Отдел продаж;
- Отдел по работе с клиентами.
Зачем нужна CRM-система – это можно определить и относительно задач вашего бизнеса. При выборе решения, можно отталкиваться от бизнес–задач, например:
- Для автоматизации воронки продаж;
- Для повышения конверсии из лида в покупателя;
- Для повышения скорости прохождения по воронке;
- Для цифровизации активностей внутри компании;
- И для других задач.
Преимущества систем управления взаимоотношений с клиентами для крупных организаций, с отделом продаж, маркетингом и другими отделами, очевидны в большинстве случаев. Вопрос “нужна ли CRM-система моему бизнесу” чаще ставит в тупик представителей более скромного бизнеса.
Однозначной черты по выручке и количеству персонала – когда решение уже эффективно, а когда ещё нет, не существует.
Некоторые CRM системы предоставляют бесплатный демо–доступ, а также готовы продемонстрировать возможности продукта вживую или даже помочь с интеграцией. Но этого часто недостаточно, чтобы принять решение, если CRM-система нужна вашему бизнесу.
Понять на практике – то есть сначала внедрить, а затем решить, это тоже не всегда ответ на вопрос. Интеграция даже самого простого решения – это не только время и деньги, но и перестройка всех процессов. Чтобы понять, нужна ли CRM-система конкретно вам, пройдите следующий тест.
Тест: нужна ли CRM-система вашему бизнесу
Тест состоит из 10 вопросов, с возможными вариантами ответа “Да” или “Нет”
- Продает ли ваш бизнес товары и/или услуги?
- Есть ли в вашей компании отдел продаж или планируется его создание?
- Есть ли в ваших бизнес–процессах однотипные действия, которые повторяются?
- Требуется ли вам контроль над бизнес–процессами?
- Привлекаете ли вы клиентов из различных источников?
- Есть ли у вас база клиентов или планируется её создание?
- Важна ли для вас безопасность и конфиденциальность базы клиентов?
- Увеличивается ли количество ошибок и проблем с ростом вашего бизнеса?
- Планируется ли дальнейшее увеличение бизнеса?
- Требуется ли высвобождение времени для вас и руководящего состава?
Все вопросы из теста, нужна ли CRM-система вашему бизнесу, составлены исходя из практики в различных секторах. Для применения неважно, если вы реализуете товар в офлайне, продаете исключительно в онлайне или ваш бизнес связан с услугами или нематериальными активами.
Результаты теста
Оценить результаты теста можно по количеству положительных ответов, где максимальное количество – 10, минимальное – 0:
Оценка | Результат |
8–10 | Внедрение CRM-системы необходимо в кратчайшие сроки. Ваш следующий шаг – выбрать решение и приступить к внедрению. Реализация повысит эффективность вашего бизнеса и позволит добиться поставленных целей. |
6–7 | Внедрение повысит эффективность вашего бизнеса. К внедрению можно приступать параллельно с выстраиванием бизнес–процессов внутри команд. |
4–5 | Стадия вашего бизнеса в данный момент не раскроет потенциал CRM системы, внедрение возможно позже или сейчас с заделом на будущее. |
1–3 | У вашего бизнеса отсутствует потребность в CRM системе. Скорее всего, вы находитесь на ранней стадии развития или ведете микро–бизнес. Внедрение может принести положительный эффект точечно, но глобально от внедрения ситуация не изменится. |
0 | Решение не требуется. |
Как понять, нужна ли CRM система
Тестирование даст вам базовое представление, нужна ли вашему бизнесу CRM-система. В дополнение к этому, для принятия решения, можно предпринять следующие шаги:
- Изучите предложения на рынке;
- Обсудите с партнёрами и другими бизнесменами, как они решают задачи;
- Проведите демо–звонок с представителем одной или нескольких CRM-систем.
Отдел продаж CRM-систем, будь то amoCRO, OkoCRM, Битрикс24, 1С или другой, преследует задачу продать вам свой продукт. Помните об этом на демо–звонке, фильтруя информацию с точки зрения реальной необходимости для вашего бизнеса. С такого звонка вы сможете уйти с лучшим пониманием, как именно конкретное решение может помочь с вашими бизнес–задачами.
При внедрении новых решений в свой бизнес не обязательно начинать сразу со всех отделов. Хоть СРМ система и пригодится сразу разным сотрудникам, на начальном этапе вы можете внедрять нововведения поэтапно.
Обсудить проект
Расскажите нам о своих задачах, а мы подберём эффективные инструменты.